Статья «Создание библиотеки в детском саду»(опыт работы). Автор: Мавлютва Ильсеяр Назыловна


drivehelp.ru

Нина Маклагина

Подготовительная к школе группа

Паспорт проекта

Проблема : снижение интереса к чтению в России

Актуальность проекта

.

Проблема детского

чтения очень актуальна. У многих современных детей совершенно отсутствует интерес к чтению, к книге. Интерес к чтению необходимо воспитывать у детей с дошкольного возраста. Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать, начинает складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу. Большая роль в руководстве
детским
чтением принадлежит
библиотеке
. Именно
библиотека
вместе с родителями и воспитателями способна открыть детям — дошкольникам чудодейственную силу чтения и привести в действие духовную
детскую энергию
, которая зажигает, вдохновляет и творит; сделать процесс чтения для маленького читателя увлекательным, желанным и радостным.

Тип проекта

: познавательно — творческий, долгосрочный

Участники проекта

: дети подготовительной группы, воспитатели, работники
библиотеки
, родители.

По длительности – долгосрочный

Период проведения : сентябрь 2015 года – апрель 2016 года

Цель проекта

: способствовать формированию устойчивого интереса старших дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ,
библиотекой и семьей
, семейным клубом
«Почемучки»
Задачи :

Повысить эффективность работы по приобщению старших дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса : педагогов, работников библиотеки

, детей, родителей;

Сформировать у детей интерес к библиотеке

;

Способствовать зарождению традиции семейного чтения

Повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге;

Воспитать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей

Способствовать развитию памяти, речи, внимания.

Предполагаемые результаты :

пробудить у детей интерес к общению с книгой;

расширить представления детей о значении библиотек в жизни человека

;

сформировать банк методических материалов по теме проекта

;

пополнить развивающую среду в группе;

повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;

установление тесного сотрудничества между социальными партнерами : библиотекой

, педагогом и родителями в вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к книге и чтению.

Необходимое оборудование : книги, репродукции иллюстраций знаменитых художников – иллюстраторов, книжные полки, столы, ТСО

Продукт проекта

: Сюжетно ролевая игра
«Библиотека
»
; презентация; досуг «Самая читающая семья»
Перспективный план проекта

Первый этап — организационный (подготовительный)

– сентябрь 2015 г.

Деятельность педагога, детей, родителей.

1. Заключение договора с библиотекой

на совместную деятельность;

2. Подбор анкет для родителей и беседа — опрос с детьми «Моя любимая книга»

Участие в беседах

3. Анкетирование родителей «Семейное чтение»

4. Ежедневное чтение произведений художественной литературы

Организация книжного уголка «Мир книги»

. Подбор книг с произведениями
детских
писателей по программе

Работа по приобщению ребят к книге делится на блоки : работа с библиотекой

, взаимодействие с родителями, совместная деятельность с детьми :

1. Участие в международном конкурсе рисунков к 110-летию А. Барто «Наша Таня громко плачет…»

ТЦ
«Светлячок»
;

2. Экскурсия в библиотеку

;

3. Консультации для родителей;

4. Визиты сотрудника библиотеки

в группу с целью проведения бесед и знакомства детей с книгами,
детскими писателями
, новинками
детских журналов
;

5. Викторина по сказкам К. И. Чуковского;

6. Оформление стенда в ДОУ «Книга — наш друг и учитель»

;

7. Выставка совместных с родителями детских работ по сказкам А

. С. Пушкина;

8. Проведение праздника в детской библиотеке
«Здравствуй, старый Новый год!»
;

9. Подготовка и показ кукольного театра по сказке «Репка»

;

10. Участие в литературных викторинах по творчеству Н. Носова, В. Бианки;

11. Тематическая выставка в книжном уголке «Мой любимый сказочный герой»

;

12. Совместное оформление папок-передвижек «Художники – иллюстраторы детских книг

: Е. Рачёв, В. Лебедев, В. М. Конашевич и др. ;

13. Проведение тематического дня в библиотеке
«Истории Донского края»
;

14. Праздник «Масленица на Дону»

;

15. Работа с родителями по создание читательского абонемента своему ребенку.

Третий этап работы — завершающий — апрель 2016 г.

1. Конкурс «Папа, мама, бабушка и я – читающая семья»

;

2. Конкурс читательских абонементов «Самый читающий ребенок»

;

3. Проведение повторного анкетирования с детьми, с родителями;

4. Оформление результатов проекта презентацией

, представление презентации
проекта детям
, родителям, педагогам.

Публикации по теме:

Форум воспитателей Ленинградской области в рамках проекта «Детские сады-детям»организованного партией «Единая Россия»В этом году я принимала.

Группа № 4 МАДОУ № 117 г. Сыктывкара заключила договор с филиалом городской библиотеки № 18 о совместной работе по воспитанию детей и привития.

В рамках реализации совместного плана работы с библиотекой № 18, группа № 4 г. МАДОУ № 117 Сыктывкара посетили презентацию «Джозеф Редьярд.

2 апреля в Горбунковском доме культуры состоялось награждение победителей конкурса «Детские сады-детям» «Единой России» в Ленинградской.

Проект «Детские игрушки» 1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта Детские игрушки Состав и возраст проектной группы 24 ребенка группы общеразвивающей направленности.

Алла Юрьевна Котова

Уважаемые коллеги, спасибо, что нашли минутку и заглянули ко мне в гости! Хочу рассказать и показать вам детскую библиотеку в нашем детском саду

. Идея ее созданиядавно «вынашивалась» воспитателями ДОУ. И вот к приемке сада к летнему оздоровительному сезону наша
библиотека
«распахнула» двери.

Детский

сад наш большой-10 групп, поэтому и место нашлось очень подходящее, это фойе между группами. Родители,приводя и забирая ребенка проходят через
библиотеку
, а это повод,чтобы остановиться и взять интересную книгу для своего малыша. А вечером «окунуться» в увлекательное, совместное чтение.

Итак, приглашаю и вас в нашу библиотеку

! На стенах нарисовали героев из сказок.

На полках разместили книги по темам,понятным и доступным детям.

Для учета посетителей и пользования книгами,завели «Книгу учета», где родители самостоятельно записываются.

Родители с удовольствием посещают нашу библиотеку

, часть книг была приобретена ДОУ, также в ее пополнении оказали помощь и родители воспитанников, за что мы им очень признательны. Так, благодаря однажды задуманному,наша мечта осуществилась!

«Золотая полка-это та, которая заводиться исключительно для любимых книг. В мечтах мне рисуются именно полки- никак не шкаф, а именно одна полка, один, если можно так выразиться, этаж шкафа!» Юрий Олеша.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Публикации по теме:

Музейная педагогика в детском саду: новые подходы к организации мини-музея в детском саду Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как.

Фронтальное занятие в подготовительной группе «Библиотека» Цели: 1. Активизировать предметный и глагольный словарь по теме. 2. Упражнять в подборе прилагательных к существительному «книга». 3. Упражнять.

Мини библиотека: Роль книги в нашей жизни: Цель: — Воспитание любви и бережного отношения к книге. — Развитие свободной творческой личности.

Конспект НОД «Библиотека города Московский» Цель: познакомить детей с местной библиотекой, историей ее возникновения. Задачи: формировать представление детей о библиотеке; приобщение.

Как привить детям любовь к чтению? Только полюбив книгу, ребёнок проявит желание учиться читать. Наша задача обратить внимание детей к.

Библиотека — медиатека в детском саду Сейчас в детских садах создаются библиотеки-медиотеки. Наш детский сад из города Стерлитамака создал свою небольшую библиотечку-медиотеку,разработали положение,содержание работы на год. Одной из важных составляющих методического кабинета дошкольного учреждения является правильно организованная библиотека. В современном ДОУ она служит центром формирования навыков детского и семейного чтения: приобщает дошкольников к чтению как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга, развивает информационную культуру личности, участвует в адаптации детей к условиям жизни в обществе. Основу книжного фонда в методическом кабинете нашего ДОУ составляет обычно специализированная литература по вопросам развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Ежегодно он пополняется новыми экземплярами в соответствии с изменяющимися педагогическими тенденциями и разнообразием современного книжного рынка.Но поскольку книга перестала быть единственным источником информации,то в арсенале современного ДОУ появляются видео — и аудиоматериалы, энциклопедии и т.д. Открытию нового структурного подразделения библиотеки – медиотеки в МБДОУ №29 г.Стерлитамака способствовала появление методической, развивающей литературы и пособий на электронных носителях, подключение к сети Интернет,организация локальных сетей между отдельными службами ДОУ, а также изменившиеся интересы и потребности пользователей (педагогов и родителей), желающих получать информацию с помощью средств информационных технологий Библиотека – медиатека представляет собой информационный центр, который накапливает,каталогизирует и систематизирует материалы на всех видах носителей,а также обеспечивает воспитателям, родителям и детям максимально возможный доступ к педагогической информации. Основными задачами деятельности структурного подразделения являются обеспечение доступа к информационным образовательным ресурсам педагогическим работникам, воспитанникам ДОУ,их родителям,а также помощь участникам педагогического процесса в овладении информационными компетенциями,социализации воспитанников, развитии их творческого потенциала.Библиотека – медиатека формируют навыки независимого библиотечного пользователя: поиск,отбор, критическая оценка информации, внедрение новых информационных технологий. Первым этапом в организации деятельности была разработка положения о библиотеке — медиатеке (приложение1) и определение ее миссию.

Миссия библиотеки — медиатеки заключается: В повышении компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания дошкольников; Обеспечение доступа педагога и пользователя-родителя к объективной и всесторонней информации о воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста; Формирование информационной культуры личности педагога; Консультативной помощи в поиске и выборе источников информации (использование ее в самообразовании, индивидуальной и групповой работе с детьми); Активизации внимания родителей к проблеме приобщения детей к чтению,книге; Пропаганде ценности детства.

Особое значение в организации деятельности библиотеки — медиотеки имеет планирование с учетом знаменательных дат, праздников и традиционных массовых мероприятиях детского сада. В начале года составляется годовой план работы с указанием направлений и содержания деятельности, срока выполнения и ответственных исполнителей (приложение 2),а в конце учебного года — отчет о проделанной работе. На сегодняшний день в нашей библиотеке – медиотеке ДОУ ежемесячно оформляются информационные буклеты и стендовые материалы для просветительской работы с родителями, презентационный материал к городским окружным открытым мероприятиям, выставкам, создаются электронные альбомы групп «жизнь группы в детском саду в20_/20_учебном году».

Использование ресурсов библиотеки — медиатеки.

Помимо обеспечения информационными ресурсами участников образовательного процесса библиотека – медиатека выполняет педагогическую функцию – ее ресурсы используются при организации массовых мероприятий, ориентированных на развитие общей и читательской культуры воспитанников. Актуальной проблемой является приобщение дошкольников к книге,ведь статус чтения и отношение к нему сильно изменилось. Многие родители сами практически не читают и зачастую не осознают, что чтение – это ключ к современному информационному пространству. Поэтому одна из важнейших задач — повышение компетентности родителей в сфере детской культуры, общение с ребенком на основе книги и системной работы с текстом. В специальном разделе для родителей представлено психолого-педагогическая литература, рекомендательная библиография и другая полезная информация. Групповая работа с детьми по приобщению их к книге организуется по средствам «громкого чтения». Сочетание живого голоса, книги и общения создает ауру тепла и общности, которая способствует возникновению положительных эмоций. В ДОУ проводятся тематические мероприятия, например, книжные выставки, литературные викторины досуги, КВНы. Особый интерес вызывает медиалекторий для детей «Хочу все знать!». Помимо традиционных форм проводится виртуальные путешествия, интерактивные игры и викторины,разработанные на основе презентаций. Например, виртуальное путешествие по родному городу Стерлитамаку, приуроченное ко Дню города; интерактивная игра «Подарок для самого слабого», веселые приключения в стране «Мультфильмия» ко дню анимации, и т.д. Подводя итоги, можно отметить, что структурное подразделение «Библиотека -медиотека» является информационно-образовательным центром ДОУ, т.к. имеет достаточные ресурсы по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, хорошее техническое оборудование и обеспечивает разнообразие форм досуговой деятельности воспитанников.

Проект «Детский сад и библиотека» «Книга для детей – это в самом деле

Кузнецова Наталия Владимировна

— Старший воспитатель ГБОУ д.с № 104 г.Москва

Самодина Алла Игоревна

Педагог-психолог ГБОУ д.с №104 г.Москва

хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту» К.И.Чуковский Предпосылки проекта: — Многолетнее плодотворное сотрудничество с библиотекой «Семейного чтения»; — Популяризация проектной деятельности; — Поиск новых форм работы с родителями; — Расширение технических информационных возможностей. Цель проекта: — Социализация детей с нарушением речи в обществе;

Развитие речи воспитанников с помощью проектной деятельности; — Осознание ценности чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников. Задачи проекта: — Развивать речь детей с помощью мероприятий в рамках проектной деятельности; — Знакомить детей с творчеством отечественных и зарубежных поэтов и писателей; — Способствовать поддержанию традиций семейного чтения; — Повышать культуру речи педагогов, родителей, детей; — Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя. — Формировать эстетический вкус через знакомство с творчеством художников-иллюстраторов. — Воспитывать любовь и бережное отношение к книге; Связь проектной деятельности с образовательными областями: «Здоровье» Исследования профессора Оксфордского университета Джона Стейна говорят нам о том, что чтение хороших книг способствует повышению уровня психического и физического развития. Учёный уверен, что, читая, мы упражняем весь мозг. Мы воображаем происходящее на страницах так ярко, что словно проживаем с книжными героями их жизнь. С помощью МРТ-сканирования доказано, что человеческий мозг копирует и воспроизводит те же ощущения, которые испытывают герои книг, как если бы это было реальностью. Учёные университета Суссекса определили, что всего 6 минут чтения снижают на две трети уровень стресса, что значительно быстрее по сравнению с прослушиванием музыки или пешей прогулкой. Книги – не только источник знаний, но и источник здоровья! — Экскурсия – прогулка в библиотеку; — Положительный эмоциональный настрой; — Подборка литературы по теме «Здоровье», например, К.И.Чуковский «Мойдодыр». «Физическая культура»: — Использование динамических пауз и физкультурных минуток для снятия статического напряжения, повышения работоспособности во время мероприятий; — Движение до библиотеки происходит организованно — в колонне по два, — Смена положения тела, статичности в течение мероприятия. «Социализация»: — Проигрывание сюжетно – ролевых игр: «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»; — Викторины, кроссворды, «Незнайка в солнечном городе»-Игры – драматизации; — Театрализованные игры по сказкам: «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Колобок», «Репка». «Труд»: — Мастерская «Книжкин Айболит»; — Трудовая деятельность – уборка в книжном уголке; протирание и обметание пыли с книг; — Участие в творческих конкурсах: Поделки из природного материала по сюжетам рассказов и сказок. Поделки из бумаги: «Дорого яичко ко христову дню». Выставка икон, вышитых бисером к Крещению и т.д. «Познание»: — Знакомство с творчеством детских писателей и поэтов: С.Я. Маршака, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, А.Л.Барто, Н.Н.Носова, А.С.Пушкина и других в виде презентаций, турниров, конкурсов; — Знакомство с трудом взрослых: с профессией«Библиотекарь», «Продавец книг» и другими. — Формирование представлений о праздничных датах: Дне космонавтики и др.; — Знакомство с православными праздниками: масленицей, пасхой; — Ориентировка в пространстве – движение по залам библиотеки; — Инициирование обсуждения проекта «Детский сад и библиотека» в кругу детей. «Безопасность»: — Закрепление знаний о правилах дорожного движения по дороге в библиотеку; — Закрепление правил пребывания в общественном месте – библиотеке. «Коммуникация»: — Развитие свободного общения с взрослыми-работниками библиотеки; — Освоение форм речевого этикета; — Обогащение обществоведческого словаря; — Использование в ответах на вопросы сложносочинённых и сложноподчинённых предложений; — Формирование диалогической речи. «Чтение художественной литературы» — Приобщение к словесному искусству; — Формирование интереса и потребности в чтении; — Возможность выбора из большого количества художественной литературы (в том числе с электронных носителей) «Художественное творчество»: — Изготовление иллюстраций по рассказам А.Л.Барто, С.В.Михалкова, Н.Н. Носова; — Оформление работ к народным праздникам: масленице, пасхе. — Авторские выставки сотрудников ДОУ «Музыка»: — Сопровождение музыкальных проектов; — Прослушивание классической музыки в процессе мероприятия: «Сказки А.С.Пушкина» Успешной реализации проекта в семье помогут: — Ежедневное чтение детям художественных произведений; — Использование для чтения рукописных книг и журналов, созданных детьми; — Введение в круг чтения детской периодики — Подбор детской литературы, беседы о прочитанном, о литературе, о пользе чтения; — Чтение с продолжением. Побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного; — Обучение ребенка правильному обращению с книгой, привлечение внимания к тому, как называется, кем создана книга, кто ее иллюстрировал; — Создание детской домашней библиотеки. Успешной реализации проекта в детском саду помогут: — Ежедневное чтение художественных произведений; — Беседы по содержанию произведения; — Рекомендации для родителей по организации семейного чтения; — Развитие у детей индивидуальных литературных предпочтений; — Привлечение детей к созданию собственных книг; — Активизация работы библиотеки детского сада; — Создание мини библиотек в каждой группе учреждения; — Выставки иллюстраций к литературному произведению: «Незнайкины друзья», «Герои Пушкинских сказок» — Родительские гостиные: «Наш лучший друг – книга» — Консультации для родителей

«Книга – лучший друг» Проект работы детского клуба «Читай-ка»
воспитатель: Белобаева Елена Валерьевна МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 47» г. Ачинск Красноярский край
Описание работы:

детский клуб «Читай – ка» организован на базе библиотеки ДОУ для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет, с целью воспитать у дошкольников потребность в общении с книгой. Великое творение человека – книга – стимулирует воображение, интеллект, развивает речь, знакомит ребенка с окружающим миром. Кроме того, читая книгу, можно развлечься и посмеяться от души.
Актуальность:
Кто не слышал поговорку «Книги – лучшие друзья!»? Это действительно так, и это нужно признать! Книги – отличное средство, чтобы познакомить ребенка с окружающим миром. В то время, как малыш читает про персонажей, неважно вымышленных или реально существующих, постепенно начинает формироваться мировоззрение, все проблемы становятся решаемыми. Кто-то умный сказал, что чтение книг – отличная возможность путешествовать по миру. Великое творение человека – книга – стимулирует и воображение, и, что очень важно, интеллект. Кроме того, читая книгу, можно развлечься и посмеяться от души. Но если книга будет пылиться на полке, никакого положительного эффекта, само собой, ждать не следует!

Сроки реализации

в течение учебного года
Участники проекта:
воспитатели и дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители) воспитанников.

Цель:

воспитание у дошкольников потребности в общении с книгой.
Задачи:
— знакомить детей с разнообразием художественных жанров, приобщать к чтению книг разной тематики; — развивать культуру чтения; — воспитывать бережное отношение к книге.

Предполагаемый результат:

— развитие у детей интереса к художественной литературе разных жанров; — умение выбирать книгу, понимать её содержание и художественные особенности, давать оценку произведению; — умение бережно относиться к книге.

Формы и методы работы:

— литературная гостиная; — литературные вечера; — тематические недели; — викторины; — беседы; — книжные выставки и тематические выставки рисунков и поделок; — конкурсы чтецов; — литературные игры и праздники; — экскурсии; — просмотр диафильмов, мультфильмов, презентаций; — акции.

Работа с родителями (законными представителями):


Консультации:
«Если ребенок не хочет и не любит читать»; «Почему детям необходимо читать книги»; «Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста»; «Воспитание будущего читателя». —
Анкетирование:
«Мама, папа, я – читающая семья».

План реализации
Сентябрь
1. «Дом наставлений и советов» — экскурсия по библиотеке, знакомство со структурой библиотек. 2. «Яркий мир твоих любимых книг» — выставка детской литературы, знакомство с разнообразием литературных жанров. 3. «Куклы – это тоже дети, но только сказочной страны» — выставка кукол – персонажей детских произведений. 4. «Мой любимый сказочный герой» — художественное творчество.
Октябрь
1. «Хлеб – всему голова» — беседа по теме, обзор литературы. 2. «Книги разные нужны, книги разные важны» — рассказ о структуре книг (обложка, страницы, переплет, иллюстрации). 3. «Книга пришла в детский сад – будет радовать ребят» — беседа о разнообразии художественных жанров (закрепление). 4. «Стихотворения – чудный театр» — поэтический вечер стихов об осени.
Ноябрь
1. «Как появились первые книги» — беседа с просмотром презентации. 2. «Как изменялась книга» — викторина. 3. «Я – человек, у меня есть права» — познавательно-игровая программа с героями знакомых сказок. 4. «Материнское сердце» — конкурс чтецов, посвященный Дню матери.
Декабрь
1. «Ель встречает нас с тобой» — слайд — шоу 2. «Читаем вместе, читаем вслух» — игра – путешествие по зимним сказкам. 3. «Добрый дедушка Мороз» — мультшоу. 4. «Новый год шагает по планете» — просмотр обучающей программы «Уроки тетушки Совы».
Январь
1. «Вслед за волшебным клубком» — фольклорный вечер с использованием загадок, прибауток, потешек, поговорок. 2. «По дорогам сказки» — читательский час. 3. «Что за прелесть эти сказки!» — КВН.
Февраль
1. «День былинного богатыря» — чтение былин, просмотр мультфильмов. 2. «Береги здоровье смолоду» — спортивный час. 3.«Русский солдат умом и силой богат» — конкурсная программа. 4. «Скажем зимушке: «Прощай!» — литературный час.
Март
1.«Весенняя капель» — конкурс чтецов о весне. 2. «В тридесятом царстве, книжном государстве» — тематическая неделя — «Посвящение в читатели» — открытие недели детской книги; — «Будешь книги читать – будешь много знать» — викторина; — «Книга жалуется» — акция; — «Книги – юбиляры» — выставка книг – юбиляров года; — «Лидер семейного чтения» — закрытие недели детской книги.
Апрель
1. « Вреднюшкины советы» — час веселых стихов. 2. «Тайна третьей планеты» — игровая программа. 3. «Зеленая сказка» — игра – викторина по произведениям о природе. 4. «Малахитовая шкатулка» — литературные чтения. Май 1. «Никто не забыт, ничто не забыто» — час мужества. 2. «Твой друг – журнал» — информационный обзор детской периодики. 3. «Наш край родной богат и славен» — конкурс чтецов. 4. «Книги, с которыми весело» — литературная гостиная по творчеству современных писателей.
Июнь
1. «Страна по имени Детство» — акция, посвященная Дню защиты детей. 2. «Лето в поэзии русских классиков» — поэтический вояж. 3. «Встречи с ученым котом» — викторина по сказкам А.С. Пушкина. 4. «Россия – Родина моя» — патриотический час ко Дню России.

Консультация для воспитателей Тема: «Мини-библиотека в группе»консультация на тему

Консультация для воспитателей

Тема: «Мини-библиотека в группе»

С целью формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается развивающий . Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.

К оформлению «Мини-библиотеки» предъявляется ряд требований:

  • удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума; хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение;
  • эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть бюст или портрет какого-либо писателя, предметы народно-прикладного искусства.

В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нём можно хранить персонажи и декорации для теневого театра. Существуют разные варианты оформления уголка.

Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе. Например, в книжном уголке можно подготовить детей к беседе о Москве: рассмотреть иллюстрации, фотографии, изготовить альбом.

В младших группах у детей только формируется навык пользования книгой. Зачастую, они используют ее как игрушку. В «Мини-библиотеке» должны быть 3 – 4 книги, подходящие для детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия, отдельные картинки, тематический альбом. Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями – книги-картинки: сказки «Колобок», «Репка»; «Игрушки» А. Барто, «Конь-огонь» В. Маяковского, «Усатый-полосатый» С. Маршака и др. Много материала не дается, это ведет к дезорганизации поведения детей. Воспитатель приучает детей к самостоятельному общению с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками и т.д.).

В средней группе «Мини-библиотека» организуется с самого начала года с участием детей. На полочке-витрине 4–5 книг, остальные хранятся в шкафу. Помимо книг и альбомов постепенно вносят реквизит теневого театра, материал для ремонта (бумага, ткань, ножницы, клей и др.). Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки используются реже. Оставляют любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. В уголке книги можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений.

Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий. Проводятся беседы о книгах, выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома. У детей формируют устойчивые навыки бережного обращения с книгой. С этой целью детей привлекают к отбору книг, нуждающихся в ремонте, к наведению порядка. Продолжают знакомить детей с элементарными правилами (рассматривать книги только за столом, не загибать листы, не перегибать обложку и т.д.). Следует чаще давать поручения: проверить порядок в книжном уголке перед уходом из группы, найти книгу, которую хочет почитать воспитатель, и др. Ремонт книг в младшей и средней группах проводит сам воспитатель, но в присутствии детей и с их помощью. Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра.

В старшей и подготовительной к школе группах содержание «Мини-библиотеки» становится более разносторонним за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг на витрине увеличивают до 8–10, но в распоряжении детей книг должно быть больше. Дети могут самостоятельно пользоваться библиотечкой. Учитывая изменения, произошедшие в литературном развитии детей, перечень художественной литературы расширяют за счет разных авторов, разной тематики и разных жанров, а также за счет детских журналов. В перечень входят русские народные сказки и сказки народов мира, литературные сказки русских и зарубежных авторов, произведения русских классиков и современных писателей. По тематике здесь должны быть произведения о природе, научно-познавательные, юмористические и др., разного формата, с иллюстрациями и без них.

Для витрины книги выбираются с учетом интересов детей, их знаний о творчестве того или иного писателя, юбилейных дат, времен года, задач воспитания. Для смены материала определенных сроков нет, она зависит в первую очередь от заинтересованности детей и определяется воспитателем.

Кроме чтения и рассказывания воспитателя, применительно к детям старшего возраста используются такие формы работы, как беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.

Содержанием беседы о книге может быть разговор о ее внешнем виде (обложка с названием, именем автора и художника; листы и страницы, их нумерация; начало и конец); книги пишут писатели и поэты; их печатают в типографии; в них печатаются сказки, загадки, рассказы, стихи.

Уместен проблемный вопрос: «Почему говорят, что книга – друг человека?» Нужно сказать детям, что книги оформляются разными художниками, рассмотреть несколько книг. В конце беседы можно спросить, какие правила пользования книгой знают дети. Заканчивается беседа эмоционально: чтением веселого рассказа или стихов. Продолжением этой беседы может быть рассказ о том, как делают книги.

Интересной может быть беседа о писателях. В процессе ее выясняется, как называют людей, которые пишут рассказы, стихи; каких писателей и поэтов дети знают и какие книги ими написаны, о чем в них рассказывается. Можно рассмотреть с детьми их любимые книги. В конце беседы можно договориться об организации выставки книг какого-то одного писателя или нескольких любимых писателей. Выставки детских книг связывают с юбилеем писателя, с «Книжкиной неделей», с литературным утренником.

Перед поступлением детей в школу полезно устраивать выставку «Наши любимые книги и картины». В её подготовке принимают участие дети и отдельные родители. Отбор книг должен быть строгим (художественное оформление, разные издания одной книги, внешний вид и т.д.). Выставка может продолжаться не более трех дней, так как интерес к ней детей быстро ослабевает.

Со старшими дошкольниками проводится работа по знакомству с художниками – иллюстраторами детской книги. В результате у детей формируется художественный вкус, расширяется кругозор, углубляется восприятие литературного произведения, развиваются творческие способности. Воспитатель, рассказывая сказку или читая рассказ, связывает текст с иллюстрацией, называет художника. Во время бесед знакомит детей с какими-то интересными и доступными фактами его биографии, с творчеством, с манерой исполнения. Сравниваются иллюстрации разных художников к одному произведению. Проводятся викторины, выставки.

В работе по знакомству с творчеством художников детской книги (Ю. С. Васнецова, Ю. Д. Коровина, В. В. Лебедева, А. Ф. Пахомова и других) педагогам поможет опыт работы воспитателей, о котором рассказывается в книге Г. Н. Дороновой «Дошкольникам о художниках детской книги» (М., 1991).

Литературному развитию детей способствуют утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей). Объединение разного вида искусств – музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу. Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой вне занятий воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]